Финансовая грамотность взволновала миллионами долларов

Стать финансово грамотными россияне должны были уже в этом году, однако концепция по реализации соответствующей программы оказалась еще не готовой

Печальные события с г-ном Сторчаком не добавили оптимизма, и в итоге сограждан планируют обучать со следующего года и до 2014 (целых 5 лет). В понедельник в Госдуме состоялось очередное совещание, инициируемое президентом Ассоциации «Россия», депутатом Анатолием Аксаковым.

Примечательно, что буквально за пару дней до этого АРБ провела свое заседание в рамках форума по ритейлу по той же теме. При этом обе ассоциации наличие вражды между собой отрицают и уверяют, что не претендуют на государственные деньги.

Между тем, цифра в 100 млн. долларов действительно возбудила многих. Чиновники из Минфина жаловались, что после столь неосторожного озвучивания «финансово-грамотного» бюджета, их стали атаковать «просветители», да и просто сумасшедшие с идеями вставлять в головы людей компьютерные датчики, повышающие знания о финансовых услугах.

Саму концепцию готовит Всемирный банк. По мнению его старшего советника Андрея Маркова, необходимо сосредоточиться на нескольких целевых аудиториях, дабы не распылять финансовую азбуку на кого попало. Среди таких групп — потенциальные заемщики, школьники, пенсионеры (чтобы не вздумали рисковать своим жильем и не доверяли всяким мошенникам) и будущие пенсионеры. Последние — люди от 25 лет, попадающие по возрасту в пенсионную реформу, но мало что о ней знающие в силу полного провала информационного сопровождения оной.

Несмотря на то, что россияне честно заявляют (более 60 %), что финансовые услуги кажутся им сложными и непонятными, вопрос в реализации программы по повышению их доступности для населения остается неоднозначным.

Смущает, прежде всего, сам ажиотаж вокруг этой темы и слишком большое количество заинтересованных в пресловутых миллионах. Разумнее всего вообще было не говорить о них, чтобы не смущать зрелые и незрелые умы, ведь кто именно выступит подрядчиком, не совсем ясно до сих пор.

Другая проблема – это вопрос распределения функций между государством и коммерческими организациями. Несомненно, определенная работа по расширению финансового сознания банками велась задолго до этой программы, но сейчас у ряда экспертов есть серьезные опасения по поводу именно участия финансовых компаний.

Во-первых, если кого-то из «крупняка» в добровольно-принудительном порядке заставят раскошелиться на благое дело, то воспользуются плодами просвещения все участники рынка. Может выйти несправедливо: мы учили-учили, а вот пришли хитрые конкуренты и клиентов под белы рученьки увели.

Поэтому в стране должны появиться независимые специалисты по планированию личного бюджета – этакая смесь юристов, экономистов и психоаналитиков, чтобы люди могли планировать свои финансы, зная, что это не просто призывы конкретной компании, а действительно советы специалисты, которые им помогают.

Во-вторых, если компании будут платить, то, естественно, станут продвигать себя любимых, и вся финансовая грамотность выльется в рекламные акции отдельных представителей сообщества. Уже сейчас под маской просвещения ведет свои «обучающие» семинары компания Форекс, выращивающая поколение спекулянтов и игроков казино.

А ведь может быть еще хуже: страну захлестнула очередная волна финансовых пирамид (забавно, что они появляются и исчезают совместно, словно следуя какому-то ритму).

И они, пользуясь конъюнктурой, вполне могут «примазаться» к федеральной программе, организуя семинары и привлекая людей, пользуясь тем, что у нас более 6-ти процентов (данные НАФИ) склонны к участию в подобных авантюрах.

Среди способов, которые планируется использовать для избавления от финансовой дремучести, в первую очередь, активное подключение СМИ, главным образом, телевидения – показ ток-шоу о личных финансах, включение в сериалы финансовой тематики. В школе думают вводить спец. предметы, или частями читать курсы в рамках уже существующих дисциплин.

Кстати, во время совещания возник легкий спор, стоит ли «мучить» финансовыми уроками детей до 12 лет, и не станут ли они такой же скукой в виде мировой экономической теории, которая никому не нужна и никому не запоминается?

Словом, вопросов на самом деле очень много.

Нужно научить россиян читать кредитные договоры, дать элементарные знания о ПИФах, ипотеке, понятиях риск /доходность; побудить инвестировать и сберегать деньги, доверять банкам и инвестиционным компаниям, в конце концов.

Главное – чтобы сие доброе дело не превратилось в наше обычное «как всегда» (когда хотели как лучше). И чтобы не научили на свою голову так, что потом еще 100 миллионов потребовалось на переучивание.

Евгения Евмененко, директор по маркетингу РА «Агентство массовых коммуникаций».

По материалам Банкир.ру

Вход на сайт