Разработчик концепции повышения финансовой грамотности Андрей Бокарев: "Учите детей планировать семейный бюджет и свои расходы"

Министерство финансов начинает в этом году реализацию программы повышения финансовой грамотности населения. Финграмотность будут преподавать в школах и через телевидение. Дадут денег на образовательные программы, на учебники, словари, интернет-ресурсы… Миллионы долларов потратят только на исследование того, насколько мы финансово безграмотны и как лучше нас учить. Зачем? Чтобы пенсионеры не кусали локти из-за покупки «не тех» акций, а граждане помоложе не думали, что игра на бирже — это всегда чистый доход.

вопрос: — О том, что государство всерьез решило взяться за финансовый ликбез, говорит хотя бы сумма, которую планируется потратить на это. Насколько я понимаю, проект оценили в $100 млн?

ответ: — Это примерный объем расходов на пять лет. Причем $90 млн выделит государство из бюджета, а $10 млн — кредит Всемирного банка (ВБ).

в: — В этом году на исследования планируется потратить $2 млн. Не многовато ли?

о: — Журналисты какой-то газеты пошутили, что на эти деньги можно опросить не только всех россиян, но и их домашних животных…

в: — Это мы написали…

о: — Понятно. Но если говорить серьезно, в 2008 году мы планируем сформировать группу экспертов, провести исследование, проанализировать полученные данные и постараемся к концу года или к началу 2009-го подготовить уже первые заключения, предложения. При этом у нас, естественно, есть договоренности с Всемирным банком, который окажет нам помощь.

в: — Кстати, а зачем понадобилось зани-мать у ВБ? Неужели бюджетных денег не хватает?

о: — Речь не об этом. Основная роль ВБ в этом проекте — оказание технического и экспертного содействия. Достаточно много стран уже более 10—15 лет занимаются этими вопросами. Мы постараемся при поддержке Всемирного банка проанализировать весь этот опыт, взять из него то, что было бы приемлемо для нас, и то, что реально будет работать, причем с полной отдачей. Западный опыт не всегда является идеальным. Пример — хотя бы ситуация, которая сейчас сложилась на ипотечном рынке США. Она не в последнюю очередь обусловлена недостаточной финансовой грамотностью населения. Американцы, скажем, набрали кредитов, когда ставки были низкими, и людей не заботило то, что проценты мо-гут вырасти.

в: — Если суммировать, то борьба с фи-нансовой неграмотностью пройдет по нескольким фронтам…

о: — Во-первых, это исследование. Во-вторых, поддержка уже существующих программ и тех инициатив, которые только будут приняты. В-третьих, предоставление грантов на образовательные программы, учебники, словари, интернет-ресурсы и т.д.

в: — Я даже слышала, что на повышение грамотности журналистов будет выделено $4 млн. Куда приходить за своей долей?

о: — Речь идет не только о том, что мы будем организовывать какие-то специальные курсы, на которых журналистам будем читать лекции по поводу инвестиций, накоплений, сбережений и так далее. Нам важно донести до пишущих людей свою позицию, чтобы журналисты выступали в качестве проводников наших идей. Чтобы помогли нам правильно разъяснять моменты, связанные с финансовой грамотностью. Но речь идет не о том, что мы планируем за эти деньги пиарить себя, чтобы о нас писали какие-то хорошие, хвалебные статьи.

в: — То есть эти деньги будут потрачены на рекламу?

о: — Я бы не сказал, что это рекламные деньги. Условно говоря, может быть сформирован клуб пишущей прессы. Может быть, в СМИ появятся колонки или рубрики, посвященные данному вопросу, где можно давать какие-либо разъяснения, популяризировать информацию.

в: — Понятно, что деньги опять пройдут мимо СМИ. Кстати, о деньгах. Я говорила с банкирами, которые планируют свою альтернативную программу по ликвидации финансовой безграмотности. Они придерживаются мнения, что для населения она не должна быть бесплат-ной. Какова позиция Минфина по это-му вопросу?

о: — Мы исходим из того, что программа должна быть максимально доступной для населения. Иначе все будет лише-но смысла. Представьте, мы предложим пенсионерам заплатить деньги за то, чтобы воспользоваться интернет-сайтом (а они им и воспользоваться-то в большинстве случаев не смогут) или приобрести дорогостоящий учебник. Никакого эффекта в этом случае мы не получим. Поэтому все пособия должны быть бесплатными.

в: — Планируется ли вводить дополнительный предмет финграмотности в школах?

о: — По этому вопросу пока окончательного решения нет. Но, по общему мнению, на данный момент это нецелесообразно. Иначе мы можем слишком перегрузить школьную программу. Тем более что возможно адаптировать уже существующие предметы под эту тематику. Скажем, для уроков математики можно составлять конкретные примеры для решения задач, связанные с тратами, расходами и т.д. И это, согласитесь, было бы куда интересней, чем решать из какой трубы сколько воды в бассейн наливается, а сколько выливается. Или возьмем урок экономики. Сейчас школьников обучают тому, чем отличается ВНП от ВВП. И это не самая необходимая для них информация. Тогда почему не научить детей, как правильно планировать семейный бюджет и свои расходы, как взять кредит и при этом не оказаться в долговой ловушке? Мне кажется, это куда более полезные знания для жизни. И, конечно, занятия в рамках распространения финграмотности не должны быть обязаловкой. Можно ввести специальные факультативы.

в: — Не думаю, что факультатив привлечет школьников…

о: — Не согласен. Интерес к этому есть. Больше скажу, если информация будет интересной, то есть возможность убить двух зайцев сразу. И через образование ребенка образовывать его родителей. Практика показывает, что школьники, если они чем-то увлекаются на уроке, приходя домой, рассказывают об этом родителям. Таким образом, люди старшего возраста узнают о том, чего не зна-ли раньше.

в: — А вам не кажется, что самый эффективный способ борьбы с финансовой неграмотностью — прямые линии. Люди, особенно взрослые, не хотят много времени тратить на дополнительное об-разование. Самый простой способ — позвонить и получить ответ на конкрет-ный вопрос. Банки, к сожалению, зачас-тую не обладают достаточно компе-тентным персоналом для этого. Так, мо-жет, государству реализовать такие пря-мые линии?

о: — Все это есть в наших планах. Параллельно мы говорим о том, что нужно создавать программы на телевидении, которые могли бы регулярно отвечать на вопросы, актуальные и интересные населению. Причем такие передачи должны использовать доходчивый язык, а не термины из учебников макроэкономики. Есть у нас и более долгосрочные проекты. В частности, по подготовке консультантов, которые могли бы помогать людям в планировании семейного бюджета и т.д. Нужен такой институт — наподобие юридических консультаций.

в: — Будете ли вы привлекать банки к борьбе с финансовой безграмотностью? Ведь они обещают вложить на каждый государственный рубль несколько своих.

о: — Повышение уровня финансовой грамотности населения отвечает интересам государства с точки зрения повышения темпов экономического роста и обеспечения устойчивости экономи-ки. Люди смогут принимать более гра-мотные и взвешенные решения относительно своего благосостояния, раз-мещения средств, получения доходов, при выборе банков или управляющих компаний. Тогда будет больше уверенности в том, что мы сможем избежать ошибок, как это было, например, с МММ. Не секрет, что последствия таких конфликтных ситуаций нередко приходится ликвидировать государству.

Что касается роли банков в этом вопросе, мы считаем, что они не должны находиться в стороне, а принимать посильное участие, поскольку в значительной степени эта проблема касается и их. Но не нужно забывать, что банки — прежде всего коммерческие организации, нацеленные на получение прибыли. И они в первую очередь будут ориентироваться на рекламу, на продвижение своих продуктов, своих услуг с целью привлечения клиентов и т.д.

в: — Какая роль в финансовом ликбезе отводится Минфину?

о: — Мы не берем на себя функцию вселенского учителя, проповедника, финансового гуру. Не считаем, что в ближайшие несколько лет мы сможем кардиналь-но поменять ситуацию во всей стране. В первую очередь мы предполагаем сформировать техническую и экспертную базу, необходимую для повышения финансовой грамотности населения в различных областях, и осуществлять координацию усилий, которые предпринимаются в этой сфере другими ведомствами, участниками финансового рынка, частным сектором, общественными организациями.

в: — Минфин будет координатором или распределителем средств?

о: — Минфину при любом раскладе придется играть роль не только распределителя финансов, но и координатора. Ведь те или иные программы могут реализовываться за счет средств самих министерств и ведомств, которые предусмотрены в бюджете. Кстати, у многих уже есть свои конкретные ведомственные програм-мы. Например, у Росстата есть програм-ма повышения грамотности в сфере статистики.

По материалам Финансовые Известия.РУ

Вход на сайт