Впервые в современной российской истории страховая розница превысила объемы корпоративного страхования
а ее динамику начал определять рыночный спрос, говорится в исследовании "Рынок розничного страхования: эволюция спроса", представленном "Эксперт РА" и НАФИ.
По итогам 2007 года объем рынка розничного страхования достиг 262,9 млрд руб. премии, увеличившись по сравнению с 2005 годом почти вдвое — на 125,8 млрд руб., или 91,8%. При этом, отмечается в исследовании, в 2007 году потери от мошенничества составили около 10% премии, собираемой страховщиками по розничному страхованию, то есть около 26 млрд руб. Заместитель генерального директора компании "АльфаСтрахование" Владимир Сорокин согласен с этой оценкой: "Более того, думаю, что эта цифра может быть и выше". Как говорится в исследовании, тому, что злоумышленники могут получать страховые возмещения за один страховой случай сразу в нескольких страховых компаниях, способствует отсутствие единой базы данных.
Локомотивом же роста рынка розничного страхования стало автокаско, объем собранной премии по которому за два года увеличился на 82 млрд руб., или на 120,1%. В 2007 году доля премии по розничному страхованию в общем объеме премии по прямому страхованию (без учета ОМС) составила 54,9%, увеличившись по сравнению с аналогичным показателем 2006 года на 6,1%. То есть фактически уже можно говорить о том, что розница в настоящее время составляет более половины объема собираемых взносов всего российского страхового рынка. "Доля розницы в течение трех-четырех лет с учетом страхования жизни достигнет 70%, а без учета страхования жизни — 60—65%", — считает директор департамента рейтингов финансовых институтов "Эксперт РА" Павел Самиев.
Наиболее быстрыми темпами развивалось розничное страхование жизни, величина собранной премии по которому за два года выросла в пять раз — с 2,1 млрд до 10,5 млрд руб. Медленнее всего росло розничное ДМС: прирост собранной премии в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил всего 28,4%, а величина премии увеличилась с 2,6 млрд до 3,4 млрд руб. По итогам 2007 года автокаско составило 57% рынка розничного страхования, страхование недвижимости — около 5%, а страхование жизни — 4%. Лидерами рынка розничного страхования в 2007 году (как, впрочем, и годом ранее) стали система "Росгосстраха" (доля рынка 13,9%), "РЕСО-Гарантия" (7,3%), группа компаний "Ингосстрах". Отметим скачок ВСК, которая с 11-го места в 2005 году переместилась на пятое по итогам прошлого года. "Наш рынок не созрел для цивилизованной конкуренции. Розничные компании конкурируют только по цене и комиссии посредникам, — говорит директор департамента комплексного страхования "Ингосстраха" Виталий Княгиничев. — Порядка 80% премии по рознице страховщики получают через посредников: у "Росгосстраха" 60 тыс. агентов, у "РЕСО" — 30 тыс. Эти компании и будут доминировать на этом рынке".
Также в исследовании затрагивается актуальная сегодня тема демпинга в автостраховании, где существует два основных типа компаний. Первый тип — это компании, практикующие демпинг с целью занять как можно большую долю рынка и затем как можно дороже продаться стороннему инвестору. Ко второму типу относятся компании, вынужденные применять демпинг для сохранения достаточного уровня поступающих взносов для обеспечения текущих страховых выплат. "Второй тип компаний является очень опасным для страхового рынка. Чаще всего такие страховщики имеют в портфеле превалирующую долю каско и ОСАГО. Фактически такие компании уже встали на прямой путь к банкротству", — отмечается в исследовании "Эксперт РА" и НАФИ.
Лидеры рынка розничного страхования
* данные только по московскому офису
По материалам ПДА.РБК.РУ