Минфин сузил применение обещанных предпринимателям налоговых послаблений

Подписаться на актуальные новости


Размещенный Минфином для общественного обсуждения законопроект о правке второй части Налогового кодекса отвечает на три вопроса малых предпринимателей, поднимаемых ими в последние годы. Первый — сохранение режима единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Напомним, по принятому еще в 2012 году закону к 2018-му "вмененка" должна быть полностью вытеснена патентной системой налогообложения. На этом настаивал Минфин, считавший, что режим зачастую используется бизнесом для налоговой оптимизации и сокрытия реальных доходов. Но в кризис позиция властей смягчилась: чиновники заговорили о том, что переход с ЕНВД на общий режим налогообложения — слишком серьезный удар по бизнесу. На февральском съезде "Единой России" глава Минфина Антон Силуанов заявил о намерении сохранить ЕНВД после 2018 года.

Однако на деле это произойдет лишь отчасти. Законопроект Минфина сдвигает срок отмены "вмененки" на три года (на 1 января 2021 года) только для организаций, работающих в сфере бытовых услуг.

По оценке "Опоры России", на начало 2015 года ЕНВД платили 1,8 млн индивидуальных предпринимателей (средний размер налога — 47 тыс. руб. в год) и 334 тыс. организаций (70% из них работают в торговле, налог в среднем составляет 150 тыс. руб. в год). С принятием законопроекта Минфина число пользователей ЕНВД, по подсчетам "Опоры", сократится на 95% — до менее чем 100 тыс. Остальным организациям придется переходить на общий режим, индивидуалам — на патент (пока на это решились лишь 10% ИП, поскольку, в отличие от ЕНВД, на этом режиме у предпринимателей нет права на вычет страховых взносов).

"Поручение по продлению ЕНВД выполнено формально. По факту применение режима будет кардинально сокращено",— сказала заместитель руководителя центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства "Опоры России" Олеся Сапа. Глава экспертного центра при бизнес-омбудсмене Борисе Титове Анастасия Алехнович говорит: "Под благим лозунгом мы получили противоположное решение". Она отмечает, что в аппарат бизнес-омбудсмена законопроект на экспертизу не поступал, хотя такого рода документы "обязаны проходить не только процедуру оценки регулирующего воздействия, но и экспертный анализ — моделирование последствий принятия решений для бизнеса".

Неоднозначно выглядит и реализация второй нормы законопроекта Минфина — о компенсации расходов предпринимателей на покупку онлайн-касс. Напомним, правительственный законопроект о постепенном переходе предприятий торговли и услуг на контрольно-кассовую технику, которая сможет передавать налоговикам информацию о расчетах в электронном виде, Госдума приняла в первом чтении в конце февраля. Еще до этого Владимир Путин пообещал налоговые вычеты для индивидуальных предпринимателей, которым придется приобретать такие онлайн-кассы.

Законопроект Минфина устанавливает, что плательщики ЕНВД смогут уменьшить сумму налога на расходы по приобретению новых ККТ в случае, если ранее обязанности применять кассовые аппараты у них не было. При этом при вычете сумма налога не может быть уменьшена на расходы более чем на 50% (включая также вычитаемые страховые взносы). Такое же право будет дано пользователям патентной системы налогообложения. Ограничение размера вычета малому бизнесу не нравится. "Это значит, что нагрузка все же вырастет",— говорит Олеся Сапа. Неприятной неожиданностью, по ее словам, стала и норма о том, что онлайн-кассы придется применять и пользователям патентной системы. "Патент вообще не обсуждался в дискуссиях о вводе онлайн-касс",— говорит эксперт.

Нет претензий у бизнеса только по поводу третьей важной новации законопроекта — об увеличении с 1 января 2017 года предельного размера дохода для использования упрощенной системыналогообложения с 60 млн до 120 млн руб. (при этом, чтобы не слишком уж "баловать" предпринимателей, ежегодную индексацию порога на коэффициент-дефлятор предложено приостановить до 2021 года). Кроме этого регионам будет предоставлено право увеличивать для отдельных категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности и порог остаточной стоимости основных средств — с 100 млн до 150 млн руб.

Анастасия Алехнович обращает внимание на то, что ряда важных налоговых вопросов, с которыми выступал бизнес — например, о введении НДС для упрощенки, в законопроекте нет. "Пакет поправок черно-белый, в нем есть как положительные, так и отрицательные инициативы,— последние могут обернуться дополнительной нагрузкой для бизнеса",— сказал глава "Опоры России" Александр Калинин. Он полагает, что законопроект еще можно изменить. "В частности, мы надеемся, что перечень видов деятельности для ЕНВД будет расширен. Мы будем этого добиваться",— обещает глава "Опоры России".

Подписаться на актуальные новости

Вход на сайт